Святыни:
мощи Святого Александра Невского;
мощи Святых Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (временно);
рака с частицами святых мощей;
икона Божьей Матери "Скоропослушница";
иконы Тихвинской, Казанской и Иверской Божьей Матери;
икона Святой Параскевы из церкви села Ильеши;
икона Святого Александра Невского с частицей святых мощей;
В 1710 году при впадении в Неву Черной речки (теперь - Монастырка) Петр
I повелел построить монастырь во имя Святой Троицы и Святого князя Александра
Невского. Место это выбрали не случайно: тогда считалось, что новгородское войско
под водительством князя Александра Ярославича именно здесь разбило шведов в
1240 году. 25 марта 1713 года в присутствии государя была освящена деревянная
церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и состоялась закладка братских
деревянных келий. Несколько позднее Петр приказал архитектору Д.Трезини составить
план каменных зданий монастыря, ознакомившись с которым собственноручно начертал:
"Во имя Господне делать по сему". В 1724 году мощи Александра Невского были
перевезены из Владимирского Рождественского монастыря в Петербург, где им 30
августа устроили торжественную встречу. В память этого события 30 августа в
городе ежегодно совершался крестный ход из Исаакиевского и Казанского соборов
в Александро - Невскую лавру. Местом упокоения мощей (до 1790 года) стала церковь
Святого Александра Невского, устроенная во втором этаже здания, возведенного
Д. Трезини в 1717 - 1722 годах (освящена в 1724 году). Самым величественным
храмом ансамбля стал Свято - Троицкий собор - одно из немногих культовых сооружений
раннего классицизма. Его строительство началось в 1776 году по проекту и под
наблюдением архитектора И.Е. Старова. 30 августа 1790 года состоялось освящение
храма. В этот же день мощи Александра Невского были торжественно перенесены
в сбор из Александровской церкви. Благородные архитектурные формы собора нисколько
не нарушили барочного стиля фасадов монастырских корпусов. Мощный купол храма,
поднявшийся вместе с двумя колокольнями над монументальным шестиколонным портиком,
удачно завершил формирование всего ансамбля. С Духовским и Федоровским корпусами
собор связали две дугообразные галереи, прорезанные широкими арками проходов.
Выразительные барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов,
исполнил над западным и северным входами скульптор Ф.И. Шубин. Над главным входом
в центре - "Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма".
Ниже, над самыми дверьми, находилась скульптурная группа, изображающая ангелов
с орденским знаком Святого Александра Невского. Внутри здание очень просторно
и совершенно по пропорциям. Сочетая базиликальную форму с центрально - купольной,
собор представляет собой в плане латинский крест. Главный неф искусно декорирован
приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Через шестнадцать
окон высокого барабана, поддерживающего купол, внутрь здания льются потоки света.
Интересна композиция иконостаса, исполненного из белого итальянского мрамора
и задуманного И.Е. Старовым в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине.
Их венчает символическое облако в сиянии лучей. При раскрытых вратах оно словно
легко плывет в воздухе. Святыня собора - мощи Святого князя Александра Невского,
покоившиеся в великолепной серебряной раке. Ее изготовили в 1747 - 1752 годах
на Петербургском Монетном дворе из первого серебра, добытого на Колыванских
рудниках (его понадобилось около 90 пудов). На боковых стенах раки в барельефах
запечатлены победы Александра Невского в сражении на Неве (1240), при освобождении
Пскова и во время Ледового побоища (1242). В соборе было много икон и полотен,
исполненных известными художниками. Так, в алтаре, за престолом, находился образ
Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами -
картина "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, на восточной стене -
"Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса. Образа для иконостаса и царских
врат написали живописцы И.А. Акимов, Г.И. Угрюмов, Я. Меттенлейтер и другие.
Первоначальную роспись сводов и купола исполнил живописец Ф.Д. Данилов. Но она
не сохранилась из-за того, что здание собора долгое время не отапливалось. В
1806 году роспись была заменена новой, исполненной по рисункам Дж. Кваренги.
Несмотря на позднейшую не слишком удачную реставрацию, она в основном сохранилась
до нашего времени. Свято-Троицкий собор - вершина творчества И.Е. Старова в
создании церковных сооружений.