начало
введение
немного истории
взгляд извне
карта церквей
утерянные святыни
справочник
экзамен
коллекция ссылок
карта сайта


План Санкт-Петербурга. Гравюра. 1744 г
.
Первоначальный вид собора свв.апостолов Петра и Павла.


Петропавловский собор. Фрагмент гравюры Зубова.
1716 г.

Ангел Петропавловского собора.


Первый Троицкий собор.


Александро-Невская Лавра.
Гравюра начала XIX века.



Сампсониевский собор на Выборгской стороне.
Гравюра начала XIX века.

Храм Святого Пантелеймона
1735-1739 гг.
Немного истории
Вид на Петербург в начале XVIII века
    (с гравюры Боденера)

Горячешный и триумфальный город,
Построенный на трупах, на костях
"Всея Руси" - во мраке финских топей,
Со шпилями церквей и кораблей,
С застенками подводных казематов,
С водой стоячей, вправленной в гранит,
С дворцами цвета пламени и мяса,
С белесоватым мороком ночей,
С алтарным камнем финских чернобогов,
Растоптанным копытами коня ...
М. А. Волошин

Тому, кто хотел бы должным образом описать город Петербург, следовало бы побывать там до его основания и увидеть, что было на этом месте, где теперь построен большой каменный город. ... На этом самом месте, как я узнал, некогда было 15 хижин, населенных шведскими рыбаками" - так в 1720 г. описывал Петербург один из членов Польского посольства.
16 (27) 1703 года на острове Енисаари (Заячий) в устье Невы Петр I заложил крепость, названную Санкт - Петербурх (Крепость Святого Петра). Крепость стала первым сооружением Петербурга. Исторически до сих пор выясняют, присутствовал ли Петр I при основании Петропавловской крепости. Предание же решило эту проблему еще при жизни Петра. Легенда " О зачатии и здания царствующего града Санкт-Петербурга" отразила восприятие современниками личности Петра I и характера его деятельности: все, что происходило, могло происходить только так, а не иначе. 16 мая 1703 года во время осмотра острова Енисаари Петр, вдруг остановившись, вырезал два дерна, положил их крестообразно и сказал: " Здесь быть городу". Затем начал копать ров, в который положили высеченный из камня ящик. Ящик прикрыли каменной плитой с надписью: "От воплощения Иисуса Христа 1703 года, мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем Всероссийским". В момент закладки земляной Петропавловской крепости в ее основание был помещен золотой ковчег с частицей мощей Андрея Первозванного. Та же процедура, но уже как реальный исторический факт, повторилась при начале строительства каменной крепости. Петр I лично положил под закладной камень подобный ковчежец с частицей мощей апостола. Петербург получил свое имя 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла, когда в крепости была заложена церковь в честь этих апостолов. Деревянный, а впоследствии, каменный храм небесного покровителя города и его тезоименитого святого по праву приобрел значение одного из главных символов Петербурга.30 мая 1714 года в крепости официально заложили каменный собор на месте прежнего деревянного. Собор возводился по проекту архитектора Д. Трезини. 28 июня 1733 года состоялось его торжественное освещение. По преданию, деревянная церковь была сооружена по эскизу Петра 1. Судя по рисункам и гравюрам восемнадцатого века, она сильно отличалась от традиционных русских построек. В плане храм напоминал крест, по сторонам от главного входа возвышались две круглые башни со шпилями, такой же шпиль венчал единственный купол. Непривычным для русского глаза стал и каменный Петропавловский собор, построенный в 1712 - 1733 гг. архитектором Д. Трезини на месте деревянного. Внутри собор, разделенный массивными столбами на три нефа - ''коробля'' равной высоты, похож на дворцовый зал. Его восточную часть украшает напоминающий триумфальную арку великолепный резной позолоченный иконостас. Над собором возвышается многоярусная колокольня, как бы вырастающая из западного фасада. Колокольню завершает высокий залоченый шпиль, на вершыне которого укреплен флюгер-фигура трубящего ангела. Петр1 торопил с постройкой главной колокольни в новом городе на Неве. Она должна была стать выше колокольни Ивана Великого в Москве. Высота законченой к 1718 г. колокольни составила 106 м. Система знаков и символов города устанавливалась его основателем четко и последовательно. Характерно в этом отношении, что освящение новопостроенной земляной Петропавловской крепости было назначено на 1 октября 1703 года - день Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник Покрова до XIX века отмечался только в России. Связан он с преданием о погребальных ризах Богородицы, хранившихся во Влахернском Храме и спасших в 866 году христианский Константинополь от языческого русского воинства. Именно поэтому Покров и непосредственно связанное с ним Успение приобрели на Руси грандиозную семантику. В день Покрова состоялось "Освящение града Санкт-Петербурга и хождение с животворящими крестами по стене града и кропление святою водой". По легенде на месте закладки города Петр установил подобие ворот с перекладиной. Неизвестно откуда взявшийся орел опустился и сел на перекладину. Петр взял его, посадил на руку и вошел в еще не существующий город. Именно легенда, а не реально существующие события органически вплелась в живую ткань культуры и на протяжении двух веков определяла смысл и значение момента рождения города. В первую очередь в легенде следует отметить тенденцию к саркализации места основания Петербурга. Носителем божественной благодати, ниспосланной на приневские земли, в сознании современников стал апостол Андрей Первозванный, культ которого в петровское время приобрел широкое распространение. Следующим храмом в городе стала деревянная церковь Святой Троицы, которая была заложена 1 октября 1703 года в день Покрова Пресвятой Богородицы. В 1710-1711 гг. собор был перестроен в камне. Здесь служили торжественные молебны в честь победы под Полтавой и заключении Ништадского мира. В 1721 г. в этом соборе Петр I принял титул императора.По названию собора первая площадь в городе стала называться Троицкой.Когда 30 мая 1714 года в Петропавловской крепости официально заложили каменный собор на месте прежнего деревянного храма, Троицкая церковь получила временный статус кафедрального собора навой столицы. Собор снесли в 1932 г. Вскоре Петербург обретает и собственную святыню. Издавна покровителем земель, на которых рос молодой город, считался Святой Благоверный князь Александр Невский. В 1723 - 1724 годах из Владимирского Рождественского собора в Александро - Невский монастырь были перенесены мощи Святого Благоверного князя Александра Невского. Сначала гробница с мощами Благоверного князя была установлена в Благовещенской церкви, торжественное освящение которой состоялось 30 августа 1724 года в присутствии императора Петра I. Позже мощи перенесли в Свято - Троицкий собор. На Руси с первых десятилетий принятия Христианства существовал обычай строить Храмы в честь военных побед. При Петре эта традиция несколько трансформировалась: если раньше (и позже) посвящение храмов никак не связывалось с днем событий, в честь которых их строили, то в петровское время победы соотносились с именами святых, в дни памяти которых они были одержаны. Первой в ряду этих храмов стала церковь Святого Сампсония (третий храм города), воздвигнутая в память разгрома шведов под Полтавой. В благодарность за победу, одержанную над шведами при мысе Гангут 27 июля 1714 года, была возведена церковь Святого Пантелеймона
В дальнейшем в Петербурге постоянно закладывались новые соборы и церкви, иногда за один год несколько. Более 150 только каменных храмов насчитывал Петербург в конце 19 века. Хронологию их постройки можно посмотреть на здесь.
вверх
Сайт управляется системой uCoz